28 апреля 2016, четверг, 11:03
Erid: 2VtzqxUvvgJ

Самарский университет открывает в «Артеке» лабораторию искусственного интеллекта – артековцы будут создавать ПО для роботов и беспилотных автомобилей

НИА-Крым

В Международном детском центре «Артек» Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева открывает ИТ-лабораторию. Действовать она будет в течение всего года, а образовательная программа рассчитана на любой уровень подготовки. На ее базе школьники получат практические навыки работы с различными нейронными сетями, в первую очередь, ориентированными на распознавание образов.

Молодые ученые и преподаватели Самарского университета помогут артековцам в изучении популярных языков программирования, в создании программного обеспечения для роботов и беспилотных автомобилей. Об открытии лаборатории в ходе рабочего совещания в «Артеке» в июле 2019 года договорились врио ректора Самарского университета Владимир Богатырев и руководитель МДЦ Константин Федоренко. Сейчас ведется работа по разработке методических материалов организации учебного процесса лаборатории, а также подготовка помещений и технического оснащения учебного центра. Лаборатория примет первых школьников в январе 2020 года.

Руководитель «Артека» Константин Федоренко отметил, что «расширение сотрудничества «Артека» с ведущим отраслевым вузом аэрокосмической отрасли – это огромная возможность для ребят из всех регионов страны»: «Приобрести здесь под руководством специалистов те навыки, которые будут наиболее востребованы в ближайшие годы в IT – сфере, это большая удача и полезнейший опыт, всё это поможет раннему профессиональному самоопределению детей, и откроет перед ними новые горизонты».

Организаторы лаборатории определили три стратегических направления работы: это знакомство с одним из популярных языков программирования, программирование микропроцессоров джет-ботов (прообразов беспилотных автомобилей) и настройка нейронных сетей. «Программа новой ИТ-лаборатории универсальна, она рассчитана на разный уровень подготовки и позволит разобраться в искусственном интеллекте не только школьникам, специализирующимся в области цифровых технологий, но и тем, кто увлекается гуманитарными науками», – рассказала старший преподаватель кафедры суперкомпьютеров и общей информатики Самарского университета Ольга Савченко.

За 21 день (столько длится смена в «Артеке») участники лаборатории познакомятся с основными алгоритмами распознавания образов, научатся пользоваться существующими программами. Учебные программы новой ИТ-лаборатории будут взаимосвязаны с программами других образовательных центров Самарского университета на площадке «Артека», в частности, лабораторий мехатроники и робототехники. «Любой, самый продвинутый робот или манипулятор двигается благодаря алгоритмам, реализованным в виде компьютерных программ. Мы рассчитываем объединить усилия с лабораторией университета по робототехнике на основе компьютерного зрения (Computer vision) и создания искусственного интеллекта. В результате школьники смогут выполнять комплексные исследования в рамках единого проекта создания робота, который решает поставленные задачи», – поделилась планами старший преподаватель кафедры суперкомпьютеров и общей информатики Ольга Савченко.

Кафедра суперкомпьютеров и общей информатики специализируется на развитии машинного зрения в области распознавания образов. Эти навыки необходимы для программирования джет-ботов: машины – фактически роботы – должны «видеть», куда они едут, и адекватно реагировать на изменение «дорожной ситуации». Артековцы смогут обучить и использовать простейшие нейронные сети. «Фактически, уже обученные нейронные сети надо настроить, а это в определённой степени искусство. Мы покажем школьникам, как настроить полуобученную нейронную сеть на решение конкретных задач», – пояснила Ольга Савченко.

Работа в лаборатории будет строиться в малых группах: 20-25 участников разделят по трем направлениям. Такое деление позволит учесть и уровень знаний, и возраст школьников. «Нам нужно использовать максимально индивидуальный подход, чтобы сохранить интерес детей. Если программирование джет-бота не «зайдёт», участник лаборатории сможет безболезненно переключиться на нейронные сети», – говорит Ольга Савченко.