Объявленный в России 2023 год Годом педагога и наставника определил те векторы развития института наставничества, которые позволят вывести его на новый, качественный уровень развития.
Безусловно, наставничество не является новым инструментом адаптации, однако признание его эффективности и использование зачастую – решение самой организации. Многие производственные предприятия используют наставничество для максимально быстрой адаптации новых сотрудников, самостоятельно определяя методы стимулирования наставников. Где-то используют чисто финансовую мотивацию, где-то приглашают заслуженных работников, уже вышедших на пенсию, где-то наставникам выплачивают премии за успехи их подопечных. Однако наступило время признания наставничества как эффективного инструмента вовлечения и адаптации новичков в определенную деятельность, поэтому разрабатываются проект федерального закона О наставничестве», профессиональный стандарт наставника, создается ассоциация наставников, продумываются образовательные льготы при поступлении наставников в вузы, специальные программы поощрения и награждения т.д. Наставничество не просто активно развивается во многих отраслях, оно расширяет горизонты своего применения. Классический вариант, когда более старший и опытный сотрудник обучает новичка и осуществляет с ним совместную деятельность, дополняется наставничеством по компетенциям, по конкретным технологиям и продуктам, поэтому наставником сейчас может стать даже студент или школьник. В образовании наставничество зачастую реализуется через научные школы, однако для молодых специалистов программы адаптации к осуществлению педагогической деятельности есть не везде, поэтому важно сформировать понятную и интересную для всех сторон систему, которая со временем станет неотъемлемым элементом деятельности образовательной организации. «Наставничество – сложный, многогранный, но очень важный элемент во всех отраслях и сферах деятельности. Особенно, если речь идет о развитии данного института в системе образования. Появление законодательной базы, создание ассоциации наставников, разработка программы их стимулирования позволит добровольческую основу наставничества преобразовать в профессиональную деятельность, а значит – сделать этот инструмент адаптации максимально эффективным.» – комментирует новость Мухорьянова Оксана, эксперт Ставропольского филиала РАНХиГС.