28 апреля 2016, четверг, 11:03
Erid: 2VtzqxUvvgJ

Переход на органику: почему мир заинтересовался здоровым питанием?

НИА-Крым

Олег Мироненко, исполнительный директор Национального органического союза:

Органическим принципам ведения сельского хозяйства в 2022 году исполняется 100 лет. За рубежом эта сфера получила законодательное подкрепление уже несколько десятилетий назад, а в России первые органические производители появились в лишь  2007 году, намного раньше закона об органике, вступившего в силу в 2020 году и появившегося как результат такого бурного развития сектора.

Органическое производство ставит перед собой целью защищать биоразнообразие, заботиться о чистоте земли, воды и воздуха, животные на фермах должны жить в максимально естественных условиях, а само производство следует миссии защиты здоровья будущего поколений и чистоты окружающей среды.

Фактически, принципы органического производства синхронны целям устойчивого развития, которые сегодня ставит перед собой бизнес, переходя на «зеленую экономику». А значит, органика – в интересах будущего планеты. В органическом земледелии не применяются синтетические пестициды и агрохимикаты, антибиотики, красители, это ценится потребителями. Исследования подтверждают, что в органических продуктах много полезных веществ, в частности, в органическом молоке больше витамина Е и бета-каротина, в органических овощах много витамина С. А ведь, по данным ВОЗ, именно потенциально опасные продукты питания в итоге провоцируют более 200 различных заболеваний.

Пандемия коронавируса неожиданно дала толчок развитию органического сектора сельского хозяйства. За эти два года мир по-другому взглянул на питание в принципе: мы осели дома, чаще готовим сами, в итоге – обращаем внимание, из чего и что мы готовим. В итоге даже те страны, где развитие органики шло неторопливо, прибавили в потреблении органических продуктов. В Великобритании, например, рост продаж органики составлял 3% в год, а теперь – 20%. В Германии рост уровня потребления органики в 2020 году подскочил с 1 млрд евро в год до 3 млрд евро.

Россия не осталась в стороне. В 2020 году рост продаж органики в России был существенным - на 16-18%. Мы видим, как у людей меняются приоритеты. Стоит отметить, что развитие органики в России идет довольно активно: к моменту появления в 2020 году российского закона об органике у нас уже было выдано 8 российских сертификатов, подтверждающих органическое производство, и 82 международных.

Тенденция роста продолжается. Европейские страны взяли на себя еще больше обязательств по экологии и питанию. Сейчас под органическое сельское хозяйство в среднем используется 7-8% сельхоз земли в Европе, а к 2030 году планируется отдать под органику не менее 25% земли. А значит, не менее 25% должны будут потреблять органику. Интересно, что к этому тренду на четверть органических земель примкнула Япония, уровень потребления органики там заложен выше – до 40% потребителей.

Да, сдерживающие факторы есть, это в том числе мифологемы о сути органики. Одно из стереотипных мнений об органике - ее считают маркетинговым ходом. Но это не так. Есть четкие международные документы FAO (Кодекс Алиментариус) и IFOAM (базовые стандарты COROS), которые формулируют правила, определяющие работу этого сектора сельхозпроизводства. Местные законодательства в отношении органического сектора создаются на основании этих международных стандартов. Есть целая система контролирующих организаций, которые отслеживают прохождение органической продукции от поля до прилавка. В органике введен ряд ограничений, делающих невозможным вредное воздействие различных химических веществ на растения, животных и на человека как потребителя продукции. Каждый производитель органики соблюдает эти правила. И органическая продукция, представленная на магазинных полках, не может содержать вредных веществ – тех, которые встречаются в лжеорганических продуктах. По этим правилам работает уже 3 млн производителей в мире, по данным справочника FiBL 2021 года. И только такие производители могут признаваться органическими.

Вторая сложность - люди вообще мало знают об органике, да еще и недобросовестные производители сбивают потребителей с толку, позиционируя свои продукты как органику и вводя покупателя в заблуждение. Правила органического производства отслеживаются на государственном уровне. Совет ЕС и аккредитационные органы в Европе следят за этим с точки зрения законодательства, а на тех, кто производит фальсифицированную лжеорганическую продукцию, накладывают санкции, штрафы. В прошлом году, например, в США несколько производителей-обманщиков были посажены в тюрьму за выпуск на рынок фальшивой органической продукции.

В России тоже заведено уже несколько дел, которые дошли до суда, например, в Мордовии, в Подмосковье – предприниматели выпускали ложную органическую продукцию – яйца, овощи, водку - незаконно маркируя обычный товар как органический. Роспотребнадзор сейчас имеет право штрафовать таких недобросовестных производителей по Административному кодексу РФ - статьи «Обман потребителя» и «Неправомерная маркировка». Причем штрафы накладываются как на производителей, и немалые, до 500 тысяч рублей, так и на торговые сети.

Есть также мнение о том, что органические продукты дороги. Да, они недешевы, но если несколько лет назад в Германии органика и обычная продукция отличались по цене в 2 раза, то сейчас разница составляет от 15 до 30% - и это уже не пугает потребителя. Органические производители сейчас стараются подтянуться к этим показателям. Национальный органический союз в рамках подготовки к выставке «АгросЭкспо 2022» провел исследование по ряду ключевых продуктов, выставленных в торговых сетях, выяснилось, что разница в цене между органической и обычной молочной продукцией составляет от 30 до 50 процентов, по мясу – от 40 до 60 процентов. Это не столь большая разница.

И это не продукт «для богатых». И в Европе, и в России основные потребители органики – это люди, которые имеют средний доход. Причем самый главный потребитель органических продуктов - ребенок. Так что 40 процентов потребителей органики во всем мире - это семьи с детьми со средним доходом. Второй основной сегмент покупателей органики, как ранее отмечалось,  - приверженцы ЗОЖ, это 30% покупателей органики в мире. Еще 15% – те, кто по состоянию здоровья может питаться только органикой. И только 6-7% покупателей органики составляют люди с высокими доходами. Так что, как видим, органические продукты становятся доступны массовому потребителю.

Сторонники индустриального сельского хозяйства утверждают, что органика не способна прокормить весь мир. Однако есть показатели, которые такое утверждение развенчивают. По данным ООН, при использовании земли в индустриальном хозяйстве территории теряют до 24 млрд тонн плодородного слоя в год. За 100 лет, в течение которых развивается органика, индустриальное сельское хозяйство уничтожило почти треть земель сельхоз назначения земного шара. А органика реанимирует эти земли, и дальше содержит их в таком состоянии, при котором почва будет продолжать давать урожаи и не будет обедняться. Вторая важная цифра - 30% населения в мире, а это 2,4 млрд человек, страдает избыточным весом и ожирением. И одновременно около 800 млн человек в мире страдает от недоедания. Кстати, от производства до того, как еда попадает в наши желудки, теряется около 30% продуктов питания. Правильная организация здорового питания может позволить прокормить население органикой даже в большем объеме, а также поможет экономить странам с точки зрения здоровья достаточно большие суммы (ведь лечить больных граждан и восстанавливать экологию гораздо дороже, чем превентивные меры и профилактика).

Пока в России органический сектор занимает небольшой объем. Чуть больше 1% россиян питаются органикой, с Европой не сравнить: там один человек тратит примерно 700-100 евро в год на органические продукты. А в России человек тратит в разы меньше: около 1,3 евро в год. При этом в России сейчас 160 органических производителей, из которых 105 официально зарегистрированы в реестре Минсельхоза РФ, а остальные 55 производителей имеют зарубежные сертификаты. Для сравнения, в маленькой Литве - 2500 производителей, во Франции – 50 тысяч, в Италии - 70 тысяч производителей. России есть к чему стремиться, к тому же это вполне перспективный рынок.