Алексей Черняк: Ставка на туризм - это ставка на экономикуНИА-Крым
Уважаемые Владимир Андреевич! Члены Президиума! Присутствующие! 2 октября на заседании Президиума Вы дали высокую оценку высокому туристскому сезону 2018 года в Республике Крым. В летний период 2018 года Республика Крым попала во всевозможные рейтинги самых популярных внутренних направлений среди туристов: Крым занял первое место среди регионов страны по проценту забронированных туров; пять городов республики вошли в перечень самых востребованных городов-курортов для отдыха в России, при этом три из них признаны самыми дешевыми; восемь курортных поселков полуострова вошли в топ-десять самых дешевых черноморских курортов России; шесть курортных городов Крыма вошли в десять российских самых популярных мест для летнего отдыха с детьми; республика вошла в пятерку лучших регионов России с фестивальными событийными мероприятиями и так далее. Подтверждением этих слов и логичным продолжением успешного высокого сезона является лидерство города Саки среди всех бальнеологических курортов России по количеству бронировок лечения в санаторно-курортных учреждениях уже в период осеннего межсезонья. При сохранении набранных темпов роста количества туристов по сравнению с прошлым, 2017 годом, к концу текущего года Республика Крым встретит 7 миллионов туристов. Несмотря на все действующие санкции и запреты, наложенные на Российскую Федерацию со стороны наших партнеров, Республику Крым, подчеркну, как субъекта России, за 10 месяцев текущего года посетили гости из 132 стран мира. Прорывные цифры высокого туристского сезона 2018 года впервые подтверждаются и качественными показателями, и финансовыми данными. По данным всероссийского опроса, проведенного среди туристов, посетивших Республику Крым в 2018 году, впервые более половины из них, а именно 56,8 процентов людей хотели бы впервые вернуться в Крым следующим летом, При этом доля туристов, которые заявили о том, что больше не вернутся в Крым, снизилась с 13,6% до 9,3%. Еще больше выросло число туристов, которые готовы рекомендовать отдых в Крыму своим родным и близким. Если по результатам летнего сезона в 2017 году таковых было только 32%, то в 2018 году – уже 50%. Доля же тех, кто точно не порекомендует отдых в Крыму, снизилась с 7,5% до 3,4%. 54 % туристов, посетивших Республику Крым в 2018 году, отметили красоту природы, 46.6 % чистоту пляжей и моря, благоприятный местный климат, 42,4% - насыщенность экскурсионных возможностей. Согласно данным ведущих туроператоров России, бронь экскурсионных туров в Республику Крым в 2018 году увеличилась в десятки раз. По данным одного из ведущих в республике банков объем по безналичным расчетам в сети терминалов банка с июня по август 2018 года составил 15,5 миллиардов рублей, а общее количество платежей – 16,1 миллионов штук. По сравнению с летом 2017 года оба этих показателя увеличились вдвое и стали рекордными за все время работы банка в республике. При этом наиболее популярными по безналичным расчетам летом 2018 года стали продуктовые магазины, объем платежей составил – 5,1 миллиарда рублей, автозаправочные станции - 1,7 миллиарда рублей, отели - 1,56 миллиардов и рестораны - 1,35 миллиарда рублей, что свидетельствует о росте именно туристской составляющей пассажиропотока в Республику Крым. Вместе с тем, текущий высокий туристский сезон, вместе с позитивными изменениями в курортной сфере, высветил и те стороны санаторно-курортного и туристского комплекса Республики Крым, на которые необходимо направить значительное внимание. В послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 1 марта 2018 года, Владимир Владимирович Путин четко обозначил, что к 2024 году ежегодный экспорт услуг России, включая туризм, должен вырасти до 100 миллиардов долларов. Первым шагом на пути реализации данного пункта послания в туристской сфере стало подписание 14 сентября Указа «О некоторых вопросах совершенствования государственного управления в сфере туризма и туристской деятельности», в соответствии с которым Федеральное агентство по туризму передано в ведение Министерства экономического развития. Это говорит о том, что санаторно-курортная и туристская сфера в стране, официально, на федеральном уровне, перестала быть второстепенной, исключительно культурной направленности, отраслью и становится приоритетным направлением экономического комплекса Российской Федерации, способным обеспечить мощнейшие поступления в финансовую систему страны, стабильное, опережающими темпами, социально-экономическое развитие городов и поселков, занимающихся туризмом. Этот посыл соответствует и резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, принятой 21 декабря 2016 года, в соответствии с которой туризм является одним из важнейших инструментов борьбы с бедностью и нищетой в мире. Нас очень радует тот факт, что предложения по субсидированию авиаперелетов туроператорам, направляющим туристов на отдых и оздоровление на курорты Российской Федерации, которые впервые были озвучены в 2016 году в Республике Крым, нашли свое отображение в концепции федеральной программы развития туризма в Российской Федерации на 2019-2025 годы, два туристских кластера Республики Крым включены в проект вышеуказанной программы, субсидируются авиаперелеты в Крым из 26 субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, для достижения поставленных Президентом задач, необходима консолидация совместных усилий федеральных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения поддержки развитию санаторно-курортной и туристской сферы. В Республике Крым огромные бюджетные средства вкладываются в распашку новых земель, раскорчевку старых садов, запуск новых производственных линий, компенсацию ущерба от потери урожая в связи с засухой, подорожания топлива, но никак не компенсируются понесенные убытки здравницам в связи с отменой рейса из-за плохой погоды. В современном мире люди научились управлять тракторами через GPRS, производственную линию обслуживает 1 инженер, обслуживать людей в гостиницах и ресторанах роботами еще не научились. В основе гостеприимства лежит присущее именно человеку качество, отражающее его положительное отношение и щедрость к принимаемым гостям. Круглогодично в санаторно-курортной и туристской сфере республики трудится более 30 тысяч человек. В период высокого туристского сезона эта цифра увеличивается в три раза. Причем, я хочу подчеркнуть, это только в официально зарегистрированных средствах размещения. А это, фактически, каждый пятый граждан, в Республике Крым трудоспособного возраста. Ежегодно программой развития курортов и туризма Республики Крым на 2017-2020 годы предусмотрено на мероприятия по развитию туризма в республике лишь двадцать с половиной миллионов рублей. Напомню, санаторно-курортный и туристский комплекс Республики Крым, также как и сельское хозяйство, промышленность, является приоритетным направлением экономического комплекса республики. Далее в своем выступлении я хотел бы озвучить предложения, которые на наш взгляд, будут способствовать эффективному системному развитию курортной и туристской сферы Республики Крым. Считаем, что одним из важнейших механизмов эффективного развития санаторно-курортной сферы является подготовка на научно обоснованной платформе стратегии развития санаторно-курортного комплекса Республики Крым, которая бы четко определила направления развития отрасли на долгосрочный период. Напомню, что такое поручение уже давалось Постановлением Президиума Государственного Совета Республики Крым от 5 декабря 2017 года. Государственным Советом получен формальный ответ о том, что в Российской Федерации разрабатывается проект Государственной стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации и вопрос о разработке стратегии развития санаторно-курортного и туристского комплекса Республики Крым может быть рассмотрен после утверждения государственной стратегии по данному вопросу. Действительно, в настоящее время Министерством здравоохранения Российской Федерации разрабатывается проект Государственной стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации. Кроме того, Правительством Российской Федерации, подготовлен в новой редакции проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который предусматривает новую модель организации и функционирования лечебно-оздоровительных местностей и курортов в Российской Федерации. Вместе с тем, считаю, что к разработке такого системного долгосрочного документа для одной из приоритетных сфер экономического комплекса республики надо было приступать уже вчера. Иначе это приведет к тому, что когда мы его все-таки подготовим, управлять уже будет нечем. Второе. Обеспечение мер государственной поддержки санаторно-курортного и туристского комплекса Республики Крым. Мы не призываем всех и вся, кто связан туризмом, освободить от уплаты любых налогов. Нет. Мы предлагаем следующее. На сегодняшний день в Республике Крым зарегистрирован 781 объект размещения на 157 тысяч 53 места единовременного размещения. Их них: 150 предоставляют услуги санаторно-курортного лечения, в том числе 88 санаториев, 27 детских санаториев и медицинских центров, 12 гостиниц с медицинским центров, 23 пансионата с лечением; 207 объектов предоставляют услуги оздоровительного характера, в том числе 126 пансионатов, 77 детских оздоровительных лагерей, 1 образовательно-оздоровительный центр, 3 спортивно-оздоровительных комплекса; 424 объекта предоставляют услуги только по временному размещению, в том числе 163 дома отдыха и 261 гостиница. Из 781 средства размещения с 2016 года в республике реконструкцией разной степени глубины были охвачены только 153 объекта, то есть только 5-я часть из них соответствует повышенным требованиям, предъявляемым к качеству услуг гостеприимства. Этот тезис подтверждается и результатами классификации средств размещения на территории Республики Крым на их соответствие звездам, которая является обязательной на территории всей Российской Федерации с 1 января 2019 года. На сегодняшний день в Республике классифицировано 150 объектов размещения (8 объектам присвоена категория 5 звезд, 35 объектам категория, 4 звезды, 70 объектам категория 3 звезды, 23 объектам категория 2 звезды и 3 объектам категория 1 звезда). С действующей системой государственной фискальной поддержки санаторного и туристского комплекса, а точнее ее отсутствием, здравницы просто не зарабатывают средств на свою реконструкцию. Не каждый санаторный комплекс в Республике Крым может позволить себе кредиты в 30 миллионов рублей по действующим кредитным ставкам для вступления в свободную экономическую зону, не каждый объект, вообще, может позволить себе кредиты по действующим кредитным ставкам. Во время посещения по Вашему, Владимир Андреевич, поручению детских оздоровительных учреждений в период летней оздоровительной кампании детей, одним из руководителей детских санаториев было высказано предложение создании в Республике Крым санаторного фонда, который позволял бы брать без процентов кредиты для развития санаториев, а гасить их за счет доходов, поступающих от деятельности. Мы уже неоднократно обсуждали, что самый долгий срок окупаемости инвестиционных средств в туристской сфере приходится на детские оздоровительные учреждения и санаторный комплекс. И, при прочих равных инвестор выберет инвестиционную площадку под строительство гостиничного комплекса, где срок окупаемости значительно меньше. Одной из действенных мер в Российской Федерации могла бы стать подготовка законодательной инициативы в Государственную Думу Российской Федерации в части внесения изменений в статью 284 Налогового кодекса в части приравнивания санаториев к медицинским учреждениям, как это предусмотрено другими федеральными законами и применения нулевой ставки налога на прибыль на 10 лет, при условии направления высвобожденных средств на дальнейшее развитие здравницы. Анализ структуры доходной части бюджета Республики Крым показывает, что налог на доходы физических лиц является второй статьей поступлений. На его долю приходится приходиться 33,3 % всех налоговых и неналоговых доходов. Замещение выпадающих доходов от налога на прибыль от деятельности санаторно-курортных организаций может осуществляться за счет дополнительных поступлений от налога на доходы физических лиц за счет обеспечения круглогодичности работы здравниц, увеличения постоянных рабочих мест, строительства новых современных санаторных комплексов. Следующим нашим предложением является реализация программы кредитования объектов санаторно-курортного и туристского комплекса по 6-6,5% годовых под реконструкцию и модернизацию здравниц. Еще одним важнейшим инструментом стимулирования санаторно-курортного комплекса является субсидирование реконструкции инженерных сетей и приобретения медицинского оборудования. И, наконец, необходимо, навести порядок в сфере налогообложения санаторно-курортных учреждений налогом на землю и применения платы за аренду земли. По этому поводу высказался даже Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин сказав, что не может здравница оказывать услуги без прилегающих территорий, включающих спортивно-оздоровительные центры, парковые и пляжные зоны, это нонсенс и вариант искусственного дробления земельных участков под разные целевые назначения здесь не должен применяться. У нас на территории Республики Крым есть случаи, когда детские оздоровительные учреждения после ошибочной неправильной перерегистрации в 2014 году платят 6 % налога на землю вместо 1 %. Например, детский оздоровительный центр «Чайка», который посещали наши коллеги Сергиенко Оксана Алексеевна и Сульникова Ольга Александровна. И такие случаи не единичны. Вообще, 6 % для туристской сферы, которая является одним из приоритетов экономического комплекса Республики – это нонсенс. Все озвученные выше предложения по обеспечению государственной финансовой, имущественной и организационной поддержки отражены в подготовленном проекте закона Республики Крым «О государственной поддержке санаторно-курортного и туристского комплекса Республики Крым». Безусловно, против таких нововведений выступят и федеральные министерства финансов и экономического развития, и министерства финансов и экономического развития Республики Крым. И рассмотрение данного законопроекта потребует принятия политического решения. Вместе с тем, для того чтобы понять, что предлагаемые меры, это лишь необходимые условия для дальнейшего стабильного развития санаторно-курортного комплекса Республики Крым, приведу в пример меры государственной поддержки санаторно-курортному комплексу в тех странах с которыми постоянно сравнивают Республику Крым. Турция. Государственная поддержка развития туристской отрасли в Турции носит комплексный характер: было усовершенствовано законодательство, проведена подготовка инвестиционных площадок, осуществлено строительство важных объектов транспортной и энергетической инфраструктуры, предоставлены налоговые льготы частным предпринимателям. В частности, принято шесть основных законов, определяющих законодательную базу для различных форм концессий в строительстве скоростных трасс, мостов, туннелей, аэропортов, объектов электроэнергетики и туристской инфраструктуры. Было создано девять особых экономических зон, образованы инфраструктурные союзы, состоящие из представителей региональных правительств, общественных организаций и частного бизнеса, для привлечения частных инвестиций. Инвесторам были предоставлены льготные условия аренды земли на 49 лет, снижены тарифы на газ, воду, электроэнергию, ставки по кредитам, отменен НДС на 5 лет и таможенные пошлины. Результатами такой широкой и комплексной поддержки туристского сферы стал рост число иностранных туристов выросло с 5 миллионов в 1990 году до 40 миллионов в 2017 году. На сегодняшний день государственные дотации в гостинично-туристский комплекс в Турции составляют около 40 %. В 2017 году только на привлечение туристов из России Турция потратила 100 миллионов долларов бюджетных средств. Египет. Для развития туризма используется особая система налогообложения. В течение десяти лет с начала эксплуатации инвесторы освобождаются от уплаты налогов, а в случае реконструкции или расширения действующего предприятия отсчет десяти лет освобождения от уплаты налогов начинается заново. Ежегодный объем расходов на развитие туризма в Китае к 2020 году планируется довести до 5,5 триллионов юаней или около 5% от валового внутреннего продукта страны. Беспрецедентные меры поддержки по развитию туристского комплекса приняты в 2018 году в Узбекистане. Компании освобождаются: сроком на 5 лет от уплаты налога на прибыль, земельного налога и налога на имущество, а также единого налогового платежа юридических лиц при вводе ими в эксплуатацию гостиниц и мотелей уровня не менее четырех звезд. сроком на 5 лет от уплаты таможенных платежей за ввозимое оборудование, технику, комплектующие изделия, запасные части и материалы, не производимые в Республике Узбекистан, для строительства и реконструкции гостиниц и мотелей. Можно получить долгосрочные кредиты до 15 лет на строительство новых и модернизацию существующих гостиниц и других объектов туристской инфраструктуры, предусмотрев гибкие условия погашения кредита и процентов, с учетом капиталоемкости и сезонной загруженности гостиниц. Освобождаются сроком до 1 января 2022 года: гостиницы — от уплаты единого социального платежа фонда оплаты труда квалифицированных иностранных специалистов, привлеченных в качестве управленческого персонала; доходов квалифицированных иностранных специалистов, приглашаемых в качестве управленческого персонала гостиниц, — от уплаты налога на доходы физических лиц. Кроме того, предусматривается еще целый ряд мер по поддержке при ведении туристской деятельности, покупке транспорта для туристов, по стимулированию привлечения прямых частных иностранных инвестиций и внедрению технологий в туризм. И последнее. В пиковый период туристского сезона показатели единовременной загрузки номерного фонда Республики Крым достигают максимальных значений, загрузка инженерной инфраструктуры туристских регионов превышает стопроцентные показатели. Это фактически свидетельствует об исчерпании ресурсов для увеличения туристского потока в период купального сезона. Нужны новые концептуальные подходы в расширении рамок высокого туристского сезона в Республике Крым. В предлагаемый к рассмотрению сегодняшний проект постановления мы предложили включить новые направления по расширению рамок высокого туристского сезона в Республике Крым на основе новых или хорошо забытых старых для Республики Крым видов туризма, основанных на реализации крупных инвестиционных проектов по каждому из направлений. Яхтенный туризм. Изменения, происходящие сегодня в характере спроса и предложения на рынке услуг яхтенного туризма, показывают, что он перестает восприниматься только как элитный отдых и становится доступным для представителей среднего класса. Это относится не только к экономически развитым, но и к развивающимся странам. Так, например, в Италии действует 114 марин на 39900 мест, в Греции – 241 марина на 670000 мест, в Испании – 329 марин и стоянок на 112000 мест. В Турции яхтенный туризм приносит около 25 % прибыли от всего туризма. К 2023 году ожидается не менее 14,6 миллиардов евро. Страна занимает третье место в Европе по производству яхт, имеет более 360 компаний по строительству, ремонту и переоборудованию яхт, катеров и лодок. Хорватия является одной из успешных стран с развивающейся экономикой, в которой государство активно поддерживает яхтенный туризм, что обеспечивает важнейшие поступления в бюджет и занятость населения. В стране действует 42 марины на более чем 16 500 мест. Аналогичные тенденции наблюдаются и в нашей стране, где в последние годы отмечается возрастание интереса к яхтенному туризму со стороны субъектов, как спроса, так и предложения. Сложность эффективной организации яхтенного туризма заключается в том, что в нашей стране его развитие, по сути, находится на начальном этапе. Несмотря на колоссальные размеры территории, а также природное богатство и разнообразие нашей страны, яхтенный туризм в России остается пока недостаточно развитым, по сравнению с другими видами туризма и по отношению к реальному, тем более - потенциальному спросу. Ежегодно граждане Российской Федерации только на стоянку и обслуживание своих яхт за границей ежегодно тратят более 200 миллионов евро. Часть из этих владельцев являются потенциальными активными пользователями марин на юге Российской Федерации. На сегодняшний день, на протяжении 421 километра черноморского побережья Краснодарского края оборудовано около 1500 стояночных мест для яхт. При этом принимать яхты могут только 4 марины и 15 баз-стоянок. На территории Крымского побережья Черного и Азовского морей, по разным данным, расположено до 300 объектов стоянки маломерного флота. Все они представляют собой остатки инфраструктуры, созданной еще в советский период. Из всех баз, расположенных в городе Севастополе и Балаклавской бухте, не более восьми из них, где размещалось до 800 судов длиной до 40 метров, были реконструированы и дооборудованы по состояния яхтенного порта. Стратегия социально-экономического развития Республики Крым предусматривает развитие яхтенной инфраструктуры в Ялте, Керчи, Феодосии, Судаке, Коктебеле, Алуште и Евпатории. По данным проведенных научных исследовательских работ для комплексного развития яхтенной инфраструктуры на черноморском побережье Республики Крым и города Севастополя необходимо создать не менее 9 яхтенных портов и не менее 10 яхтенных стоянок и причалов, которые послужат как портами-убежищами, так и сервисными точками для развития яхтенного туризма и спорта в регионе. Реализация масштабной программы по развитию яхтенной инфраструктуры на территории от города Керчи до поселка Черноморское позволит связать и интегрировать практически все черноморское побережье в сферу развития яхтенного туризма. При реализации указанных предложений в Республике Крым может дополнительно появиться более 2000 стояночных мест, что приведет к росту численности и размещения на стоянках новых маломерных судов. Товарооборот по приобретению новых судов может достичь 30 миллиардов рублей. Часть этих средств будет направлена на покупку судов российского производства, что, безусловно, окажет стимулирующее воздействие на развитие отечественного судостроения. По нашим оценкам, это обеспечит дополнительный оборот малых и средних компаний региона, занятых в обслуживании маломерных судов, на уровне 3 миллиардов рублей ежегодно, а фирм и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги и предлагающих товары туристам – на уровне 1 миллиарда рублей в год. Инвестиции в строительство яхтенной инфраструктуры и создание сети стоянок составят не менее 2 миллиардов 150 миллионов рублей, при этом будут привлекаться к работе местные производители материалов и строительные компании. Это создаст импульс для развития занятости на местах и будет сдерживать миграцию местного населения в крупные города, а также в материковую часть России. По предварительным оценкам, в процессе создания яхтенной инфраструктуры в регионе может быть создано до 1000 новых рабочих мест. Эксплуатация инфраструктуры ежегодно будет приносить в бюджет Республики Крым не менее 36 миллионов рублей прямых налоговых поступлений (без учета роста налоговых поступлений от развития туристских услуг и продажи товаров). Зимние виды спорта в Республике Крым. Звучит как фантастика. Повторюсь, все новое – это хорошо забытое старое. Мало кто знает, что северная гряда Крымских гор ежегодно способна обеспечивать стабильный четырехмесячный снежный покров, необходимый для развития горнолыжных видов спорта. Что с успехом было доказано в конце восьмидесятых годов прошлого века, на которые пришелся пик развития зимних видов спорта. Проект создания горного туристского кластера сегодня представит вице-президент Федерации горнолыжного спорта Республики Крым Исаев Олег Юрьевич. Реализации крупных инвестиционных проектов требует и развитие малой гражданской авиации, которая имеет богатейшую историю в Крыму, в перспективе может стать одним из ведущих видов туризма в Республике Крым. И такие инвестиционные проекты на сегодняшний день уже есть. Реализация структурных проектов, направленных на развитие новых видов туризма, позволит значительно диверсифицировать весь туристский продукт, предлагаемый сегодня Республикой Крым, повысить его качество, значительно расширить рамки туристского сезона, оптимизировать нагрузку, в том числе экологическую, на туристскую инфраструктуру в течение всего года, создать дополнительные условия для развития неморских населенных пунктов Крыма. И, завершая свой доклад, хочу поблагодарить весь депутатский корпус Государственного Совета Республики Крым, коллективы Министерства курортов и туризма Республики Крым, Министерства культуру Республики Крым, Министерства экономического развития Республики Крым, органов местного самоуправления туристских регионов республики за проведенную работу, направленную на создание условий для стабильного и эффективного развития санаторно-курортной и туристской отрасли Республики Крым. Спасибо за внимание! |
|