В России продолжается реализация программ по благоустройству. Эти программы направлены на обновление облика населённых пунктов. В муниципальных образованиях, как в крупных, так и в небольших, появляются новые комфортные скверы, набережные, пешеходные зоны и другие общественные пространства.
В урбанизированной городской среде и по сей день существует острая нехватка чистых природных зон. Зачастую архитектурная среда городов, предполагающая большой трафик людских и транспортных потоков, проектируется без каких-либо рекреационных зеленых пространств, а исходный ландшафт серьезно деформируется. На современном этапе меняется взгляд на значение природных форм в урбанизированном ландшафте. По мнению эксперта Среднерусского института управления – филиала РАХиГС Татьяны Головиной, архитектурные объекты должны закладываться в совокупности с природно-ландшафтной средой, именно общий рельеф обязан диктовать формы и наполнение городских пространств. В противном случае, если при градостроительном проектировании не учитываются особенности экологической составляющей города, то урбанизированное пространство обязательно преобразуется в фактор визуальной агрессии. Зачастую именно природные элементы способны обогатить среду и сделать ее более комфортной для посетителей. Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости поиска и реализации приёмов интегрирования природных компонентов в городскую среду. Необходимо развивать современную концепцию «Умного города» (SmartCity), подразумевающую рациональный подход к формированию жизненного пространства, а также для того, чтобы обеспечить сдерживание негативных последствий урбанизации. Умные приложения, новые технологии и сервисы облегчают проживание гражданина в таком городе: тестируются электрические автобусы, функционируют строительные площадки с нулевыми выбросами в атмосферу, модернизуются существующие здания для развития циклического управления отходами и создания «зелёных» энергосистем. В целом, для устойчивого развития городов и населенных пунктов в силу высокой урбанизации необходимо оставаться продуктивными, что требует развития инфраструктуры, энергетики, водоснабжения, системы переработки отходов, систем общественного транспорта, а также социальной интеграции.