28 апреля 2016, четверг, 11:03
erid:2VtzqvE61JM

Комментарий доцента Ставропольского филиала Президентской академии Шевченко Геннадия Викторовича: Стратегия развития минерально-сырьевой базы – результат кропотливой работы и кладезь продуманных государственных решений

НИА-Крым

fb2d505f 53b0 439c 96a4 efd088b7bad8 1Проект обновленной Стратегии развития минерально-сырьевой базы на период до 2035, представленный Министерством природных ресурсов и экономики на суд федеральных органов исполнительной власти, без преувеличения, можно считать стратегическим планом вывода России на новые горизонты развития.

Стоит напомнить, что документ появился не случайно. Его инициатором Решение Президента о модернизации действующей Стратегии развития минерально-сырьевой базы России и ее продлении до 2050 года нашло отражение в его поручениях Правительству по итогам Восточного экономического форума 2022 г.
Анализ документа заставляет обратить внимание на то обстоятельство, что приоритетным направлением в нем выделена геологоразведка марганца, урана, хрома, титана и вольфрама, т.е., дефицитных полезных ископаемых. При этом предложено оформлять лицензии на месторождения в ускоренном порядке. Это при том, что по оценкам Счетной палаты в досанкционный период (2018–2022 гг.) больше трети стратегических видов минерального сырья и свыше шестидесяти процентов дефицитных видов полезных ископаемых Россия импортировала. Обратите внимание, экономика России закрывала потребность в таких металлах, как марганец, титан, литий и хром исключительно импортируя их. Собственная добыча циркония составляла всего 13% внутреннего спроса, вольфрама – 18%, несколько лучше ситуация по молибдену – 40,5%. То, что проблема осознавалась и варианты ее решения искали на самом высоком уровне видно, например, из доклада Дениса Мантурова Президенту в конце 2020 года. Уже тогда были озвучены прогнозы снижения к 2024 году импортозависимости по редким металлам до пятидесяти процентов и поэтапного роста собственного производства редких металлов. «Но проблем здесь много, и они комплексные: это и налогоообложение, и дефицит технологий в разведке, добыче и переработке, и отсутствие системного взаимодействия между отраслями экономики. В общем, все указывает на необходимость серьезной господдержки. Но представляется, что при этом Правительству целесообразно взять на себя координирующе-контролирующие функции и всю полноту ответственности за результат. Что-то подсказывает, что так все и будет» - делится мнением эксперт Ставропольского филиала Президентской академии Геннадий Шевченко.
Осмысливая новеллы, неизбежно задаешься вопросом, с чем связано их появление? Ответ на него очевиден: основной стимулятор, конечно же санкции, заставляющие активно искать возможности импортозамещения, а сейчас, как говорится, подошло то самое удобное время, когда в нашу силу начинают верить другие, появляются возможности для установления конструктивных взаимоотношений, становиться еще сильнее.
«За счет чего же предполагается решать проблемы? Во-первых, уточнение имеющихся запасов (их реальная оценка проводилась в далекие 70-80 – е). Во-вторых, разведка новых месторождений с использованием усовершенствованных прогнозно-поисковых комплексов, способных обнаружить богатую редкими металлами руду. В-третьих, расчет на стимулирование добычи за счет более глубокой переработки (правда рентабельность здесь возможна лишь при наличии современных технологий). Это сугубо отраслевые, скорее, организационно-технологические проблемы, вполне решаемые при системном подходе. А новая Стратегия имеет все шансы стать системообразующим элементом, объединяющим все отрасли экономики в единый механизм» - резюмирует эксперт.