28 апреля 2016, четверг, 11:03

Исмагил Шангареев: Семейный бизнес в Объединенных Арабских Эмиратах

НИА-Крым

Семейный бизнес самая распространенная сфера деятельности в Объединенных арабских Эмиратах, так как он, отвечает культурным традициям арабского мира, особым межличностным отношениям, построенным на нормах Шариата. Исторический опыт показывает, что компании, созданные из членов семьи, быстрее реагируют на системные вызовы рынка, проявляют большую гибкость в принятии решений, ведут более взвешенную и эффективную кадровую политику.

В мусульманском мире семейный бизнес всегда был нормой, которая позволяла создавать целые экономики, как это было, к примеру, в ОАЭ, когда правящие семьи различных племен объединились во имя создания новых экономических отношений в рамках единого государства.

Впрочем, говоря о семейном бизнесе как феномене мусульманской культуры, нельзя забывать, что Восток и Запад в равной степени оценили его эффективность.

Согласно данным статистических отчетов, в Италии доля семейных компаний в бизнесе составляет 90%, в Германии — 85%, в Испании — 70%, в Швеции — 60%. Знаменитые торговые сети (Wool worth, Wal Mart, Auchan), автоконцерны (Ford, Toyota, BMW, Сitroen, Hyundai), косметические фирмы (Estee Lauder, L’Oreal), сладкие гиганты (Mars, Ferrero Rocher), производители техники (LG, Samsung, Siemens, Sony) и спортивных товаров (Nike, Adidas, Puma), а также другие бренды (Hilton, IKEA, Tetra Laval, Salvatore Ferragamo, Otto, Pampers и т.д.) — все это примеры бизнеса, начавшегося с желания семьи заработать на жизнь и имеющего на сегодняшний день колоссальные обороты.

Говоря о семейном бизнесе, следует, прежде всего, признать, что в основе его лежит большая личная ответственность на главе семьи, который не только ответственен за успех в делах, но, и за личное благополучие каждого из членов семейной компании. Глава семьи, по сути предстает в двух ипостасях – главы семейства и руководителя компании, но при этом, все члены семьи, участвующие в бизнесе, наемные сотрудники, большинство которых, как правило, являются родственниками, несут ответственность за взятые обязательства перед партнерами и покупателями.

Согласно последним исследованиям, проведенным психологами, главной отличительной чертой семейного бизнеса является его долгосрочная перспектива.

Главное, что отличает семейные компании - это то, что они готовы к долгосрочному инвестированию, являясь образцом «терпеливого» капитала.   И еще очень важный факт: 78% потенциальных покупателей считают, что семейный бизнес выгодно отличает высокая культура человеческих отношений и приверженность семейным ценностям. Такие клиенты, как например, Бари Алибасов, ценят не только деловые качества, но в большей степени личные дружеские отношения.

Константин Давлатов в своей знаменитой книге «Бизнес. Законы, которые видны только с высоты успеха», писал: «Кто такой хороший отец? Это либо тот, кто оставит большой задел – то есть достаточное количество денег, которое два поколения потомков не смогут растранжирить, либо тот, кто создаст семейный бизнес, такую корпорацию, в которой они смогут работать, развивать бизнес и реализовать себя». Я выбрал для себя второй путь создав семейный бизнес и не жалею об этом. Хотя, скажу прямо, это не просто, когда с тобой работают твои дети.

В далекие советские годы, я служил в рядах советской армии в войсках ПВО, и помню, как важно было достичь беспрекословного подчинения командиру. Когда в твоей бизнес-команде дети, твои сыновья, которых ты любишь всей душой и готов прощать им абсолютно все, трудно найти ту грань, за которой кончается родительская любовь и начинаются жесткие бизнес-отношения.

Давлатов особо отмечает, что в Европе именно «семейные компании существуют по 200–300 лет». В наши дни считает он, «надо придумать такой бизнес, который сможет выживать в условиях резко меняющейся конъюнктуры».

Семейный бизнес, который я создал в ОАЭ – многофункционален, но при этом имеет стержневую основу – Дубайское агентство недвижимости (ДАН), которое я смело могу назвать семейным делом. В моей концепции формирования семейного бизнеса, я опираюсь на опыт японского теоретика бизнеса Акио Морита, который указывал, что «задача руководителя состоит в том, чтобы создать семейное чувство в пределах корпорации». Такой подход дает эффект слияния семейных и корпоративных интересов, позволяет проводить семейные торжества (национальные праздники) не только в кругу семьи, но в окружении сотрудников, которые, в подобных условиях, в большинстве своем, видят в руководителе наставника ведущего дела по-отцовски. Насколько такой подход эффективен говорят факты.

В сети-интернет появилась информация о проведении рейтинга Топ-5 лучших агентств Дубая. Как отмечается в отчете экспертной группы при анализе результатов, по меньшей мере, по десятку критериев, включая критерии определения уровня общественного доверия, победителем в Топ-5 лучших Real Estate агентств Дубая  стало Дубайское агентство недвижимости (ДАН).

Однако, надо признать, что сам по себе семейный бизнес, при всей его привлекательности не главная причина успеха Дубайского агентства недвижимости (ДАН). Формируя свою бизнес команду из молодых специалистов, я поставил задачу завоевания не только реальных территорий бизнеса недвижимости ВОАЭ, но, и, прежде всего, завоевание виртуальных территорий в пространстве интернета. Каждая компания сегодня вне зависимости от престижного офиса и прочих внешних атрибутов, благодаря интернету может на равных конкурировать с самими крупными «акулами бизнеса».

Достаточно занять ключевые позиции в системе спроса на те или иные услуги, став при этом частью информационной территории предложений, и клиентская база начинает увеличиваться за счет спроса, к примеру, по кодам:

  • инвестиции в недвижимость ОАЭ;
  • недвижимость в Дубае от застройщика;
  • недвижимость в Аджмане от застройщика;
  • недвижимость в Рас аль-Хайме от застройщика;
  • недвижимость в Дубае цены в рублях;
  • недвижимость в Дубае недорого;
  • квартиры в Дубае купить недорого в рублях;
  • покупка квартиры в Дубае;
  • элитная недвижимость в Дубае.

Теперь интернет определяет, кому отдадут предпочтение на рынке.

Когда-то-модно было говорить: «Кадры - решают все», сегодня похоже самым актуальным является слоган: «Присутствие в интернете - решает все».

Можно спорить так это или нет. Умом я согласен, что интернет сегодня в бизнесе, и, в том числе, семейном бизнесе, во многом определяет реальный путь к успеху.

Сердцем я разделяю убеждение Константина Довлатова, который писал: «Я надеюсь, вы разделите со мной эту любовь, страсть и цель – превращение бизнеса в систему неизбежного духовного роста собственника. Ни больше ни меньше! Сделать бизнес системой духовного роста, причем неизбежного».  

Я иду по этому пути уже много лет выстраивая свой семейный бизнес, как школу нравственности, где выросшие сыновья не только постигают навыки того, как зарабатывать деньги, но, на личном примере отца, учатся благородству и великодушию, щедрости и состраданию, встают на путь «неизбежного духовного роста» - как писал Давлатов.

Должен признаться, что у меня 11 детей и 10 внуков, и я просто не могу себе позволить быть просто бизнесменом, ибо Посланник Аллаха сказал: «Ни один отец не может подарить своему ребенку ничего более ценного, чем хорошее воспитание» (Ат-Тирмизи).

Дать своим детям хорошее воспитание – задача, которую надо решать каждый день, снова и снова находя нужные слова и совершая поступки, которые служат примером. Мои дети и внуки, в свою очередь, создают для меня пространство семейных ценностей, в котором я стремлюсь быть не только человеком дела, но, и человеком духа.

 

Исмагил Шангареев